Сразу говорю это НЕ МОЙ гайд, а SergKuz с
Читаем:
Все ниже перечисленное является личным ИМХО и не претендует на истину в последней инстанции. Но если по результатам прочтения появится хотя бы пара вменяемых Инженеров – я буду считать, что потратил время не зря.
Начнем с того, что наличие в команде Инженера – ключ к обороне на 2Fort. Это не значит, что он в одиночку может сдерживать всю команду противника, но, согласитесь, что зачастую уничтожение пушки приводит к тому, что противник прочно обосновывается на вашей территории, а документы потихоньку перемещаются на вражескую базу. Фортификации являются стержнем обороны, и от Инженеров, во многом, зависит, сколько документов смогут вытащить враги.
Хочу обратить внимание, что все дальнейшие рассуждения будут основываться на предположении о примерно равных по силе командах. Кроме того, рассматривать всерьез вариант, когда в вашей команде 11 снайперов и один Инженер я также как-то стесняюсь. Поэтому возражения типа «да я одним скотиной снесу всю эту тухлую оборону», конечно, имеют место быть, но конструктивной ценности не несут. Аналогично, я принципиально не рассматриваю вариант три-в-одном, когда строится бутерброд из пушки и раздатчика, внутрь сажается инж, который стучит аки дятел по своему хозяйству без перерыва всю игру. Ибо это уже не игра, а разновидность онанизма.
Итак, начнем …
1. Размещение пушек
А начнем мы с основных мест расположения турелей. Я выделяю четыре области, где их можно размещать: второй этаж, дворик, зал с документами и вся остальная карта J.
На втором этаже можно строиться на следующих позициях:
Позиция I. Классика. Перекрываются все направления, поэтому является оптимальной. К сожалению, есть одно «но»: иногда кажется, что все уже с закрытыми глазами научились сносить турель в данном месте. Будьте внимательнее при постройке: надо следить, чтобы все выходы и ближняя лесенка дворика были в секторе обстрела.
Позиция II. Вариация предыдущей позиции (чуть более «утоплена»). Строится обычно в том случае, если во дворе идет бой и шальная ракета может прибить незадачливого строителя вместе с его недоношенным сооружением. Недостаток, соответственно, в том, что хуже простреливается дворик.
Позиция III. Пушка против назойливых противников с балкона и с решетки (развернута в обратную сторону). Ставим, если враг чаще ходит с балкона/решетки, чем через двор.
Позиция IV. Держит только второй этаж. Поэтому строим либо при угрозе выхода документов через кривую, либо при игре в несколько Инженеров.
Во дворике пушку можно расположить в следующих основных местах:
Особой разницы в выборе места установки я не вижу. Во всех случаях пушка почти не держит второй этаж. Позиции II и IV более предпочтительны, если нет уберов, т.к. у противника меньше свободы маневра при сносе турели. Зато при убере вариант I или III заставляет активировать его раньше, что делает менее вероятным полный прорыв обороны - в том случае, конечно, если есть еще одна пушка на втором этаже. В варианте I имеет смысл строить раздатчик за стеной, тогда вероятность того, что он уцелеет, велика, и пушку заново отстроить будет гораздо легче. В позициях IV и, особенно, II предпочитаю строить раздатчик рядом с пушкой, главное, чтобы за него не мог залезть противник.
Внизу, у документов пушку ставим так:
Преимущество варианта II в том, что врагу некуда спрятаться, ибо оба коридора простреливаются. Позиция может варьироваться путем изменения положения пушки вправо-влево, но при этом один из коридоров пропадает из зоны видимости. Вариант I рассчитан, скорее, на внезапность, чем на надежность обороны.
Во всех остальных местах пушку располагать можно как вам хочется J. Обычно это происходит, если игра идет в несколько Инженеров. Классический вариант: в воде.
2. Игра в одного Инженера
Если ваша команда доминирует – то это оптимальный вариант. Если же нет – то это напоминает издевательство над Инженером, ибо вся игра проходит под одной схеме: «рождение – пушка 1 уровня – пушка 2 уровня – смерть – пушку снесли – рождение …».
Играя в одиночку, помните, что любой убер или просто не в меру шустрый оппонент имеют неплохие шансы сломать все ваши фортификации. Сделать это в вашем присутствии на порядок труднее, поэтому далеко от построек отходить не следует.
Ваша задача – перекрыть все возможные пути доступа к документам. И молиться, чтобы команда обратила внимание на уничтожение пушки. Основных варианта защиты тут два:
- «классический вверху». Ставим пушку на второй этаж на в позиции I, II или III и (обязательно) раздатчик в проход на кривую. Также полезно установить телепорт на дальнюю лесенку, дабы защититься от разведчиков, пробегающих напрямую под «банками».
- «классический внизу». Пушку и раздатчик ставим в зале с документами на любую позицию. Это вариант мне не очень нравится, ибо после того, как вас с пушкой ликвидировали, документы могут очень быстро уйти. Да и в целом он позволяет врагам, незаметно для команды скапливаться между залом с документами и вторым этажом, что чревато массовой атакой и вытекающими проблемами. Но если вверху вас все время сносят, можно уйти вниз.
Любой другой вариант расположение турели приведет к оголению определенных проходов. Поэтому применено может быть только в оправданных случаях.
3. Игра в двух Инженеров
Что может быть лучше Инженера? Правильно: два Инженера! На мой взгляд, оптимальный вариант для данной карты с точки зрения целесообразности. А если к защите присоединяется хороший подрыв, то противник может курить бамбук.
Мой любимый вариант на данный случай: первая пушка на втором этаже в Позиции III, вторая – во дворике в любой позиции. Таким образом, держим и второй этаж - причем страхуемся от визитеров с балкона/решетки - и дворик. Если хотя бы один Инженер рядом, то пройти такую оборону может только убер с демоном, причем его класс должен быть очень высок.
Кроме того, приемлемы другие комбинации, когда одна пушек расположена на втором этаже, а вторая - во дворике. Возможен вариант, когда вместо дворика вторая пушка ставиться под решетку, но в этой позиции она более уязвима.
Небольшие советы Инженерам:
- никогда не ставьте пушки рядом: один убер снесет обе
- не закрывайте свои и чужие пушки раздатчиками – они непрозрачны для пушек
- стройтесь согласовано. Пример несогласованного варианта: одна пушка под решеткой, другая - во дворике, а документы уходят через балкон L
4. Игра в трех Инженеров
Нередко встречается и подобный расклад. В этом случае есть два основных варианта:
- 2+1: два Инженера работают в защите по схемам, приведенным выше, а третий идет отстраиваться в нападение. Например, в воду противника.
- все Инженеры в защите. Третья пушка ставиться либо в зал с документами, либо на второй этаж в позицию IV, либо на первый этаж (обычно в районе решетки). В такой комбинации противник резко теряет мотивацию ходить в атаку J. Но зачастую, спустя некоторое время, один из Инженеров от безделья убивает себя об стену и идет в атаку, сменив класс.
5. Игра в четырех и более Инженеров
Сложно что-то конкретное посоветовать J. Просто идите и застраивайте базу противника
6. Немного арифметики. Для самого начала игры. Только для размышления, без серьезных выводов. Все расчеты приведены для Инженера, появившегося на центральном респауне и для пушки в позиции I на втором этаже. Всем любопытным времена для других позиций оставлю в качестве домашнего задания.
Итак:
- время прибытия чужого разведчика на второй этаж вашей базы через балкон 11 секунд. Время прибытия среднескоростных классов (без пайп/рокетджампов) во дворик – от 21 секунды.
- пушка первого уровня без вашего участия (т.е. поставил и убежал) ставится за 14 секунд. Если же ей активно помогать ключом, то время уменьшается до 10 секунд. Наконец, если поставить пушку, сбегать за металлом и модернизировать ее до 1 уровня, то это займет 11 секунд.
- пушка 3 уровня с раздатчиком первого уровня, затыкающим кривую (минимальный «джентльменский» набор Инженера), ставиться за 31 секунду - в том случае, если пушку стучать непрерывно (т.е. отходя за металлом только тогда, когда он заканчивается). При этом раздатчик только установлен. Если пойти по схеме: ставим пушку первого уровня – бежим за металлом, пока она строиться – апгрейдим до второго уровня – бежим за металлом – апгрейдим до 3 уровня, то время постройки уменьшается до 26 секунд. Если же, после установки сентри первого уровня, сбегать взять патроны вверху кривой, заткнуть ее раздатчиком (металла как раз впритык хватит после пушки) и продолжить апгрейд пушки, то можно уложиться в 29 секунд.
Дальше считайте и анализируйте сами J.
К чему я привел эти цифры? Чтобы вы выбирали для себя наиболее подходящий в конкретной ситуации вариант. Если непрерывно стучать ключем, то пушка первого уровня встанет быстрее на 1 секунду, зато третьего появиться позже на 4 секунды. Но в первом случае у вас пушка всегда промодернизирована на 70 единиц железа. И это может стать преимуществом в том случае, если она успела выстрелить или пострадать от врага. Очень обидно бывает прибежать с 200 железа к сентри, но так и не проапгрейдить ее, ибо 5 единиц ушло на починку.
7. Фуллдэф. (отдельное спасибо камраду lebedun за существенные дополнения)
Во времена QWTF так назывался момент, когда вся команда встает в защиту и держит документы (тогда это были флаги), которые вытащили в зону с большой вероятностью «ухода» к противнику. Теперь этот термин на пабликах не применяют, но суть осталась: ваши документы вынесены ближе к выходу с базы и надо вернуть их на место.
Основная задача защищающихся в этом случае: не дать дотронуться до документов. Инженер для этого подходит как никто другой. Не сам, разумеется, а его постройки.
Правила для Инженера таковы: пушка ставиться так, чтобы перекрывать как можно больше путей подхода к документам. Естественно, документы она должна видеть. Причем, если она стоит нетронутая на штатном месте – сносите без жалости, ибо, когда документы под решеткой, то толку от стоящей на втором этаже турели не очень много.
Раздатчик ставиться перед документами, если есть возможность загородить доступ к ним или явно виден доминирующий путь подхода, в противном случае стройте его прямо поверх чемодана. В дополнении к блокирующей функции он выступит отличной подзарядкой для одного или нескольких пулеметчиков, которые смогут не просто заслонять доки тушками, но и вести непрерывный заградительный огонь, крайне эффективный против спаев.
Когда документы вернулись – не спешите сносить пушку. Зачастую как раз в этот момент толпа врагов, донельзя раздраженных пропажей документов, входит к вам на базу, так что подарок в виде снятой пушки и Инженера сильно их порадует. Лучше бегите за металлом, дождитесь, не ввязываясь в драку и починку, когда они ее снесут, и сразу же стройте новую на штатном месте.
Если документы на мосту, то вам решать, стоит ли там отстраиваться. В лучшем случае продлите агонию. А вот если документы в воде, то ставить пушку обязательно, ибо из воды вытянуть их не так-то просто. Причем, если документы под мостом, то отстроившись в «чужой» трубе вы можете сильно удивить противника, который попытается туда их затащить. А уж если вы успели поставить туда и телепорт - считайте, что документы спасены.
8. Телепорты
Теперь о телепортах. Использование телепортов на фортах не так целесообразно, как на других картах, но, тем не менее, может принести немало пользы. Выделю четыре основных варианта применения:
Во-первых, обычная доставка команды поближе к противнику. Зачастую выход ставят в чужой трубе в воде или у входа на базу противника, хотя там они долго не живут.
Во-вторых, особо удачливые Инженеры имеют возможность построить выход на документах противника. К сожалению, все это отлично знают и телепорт живет там еще меньше.
В-третьих, можно сделать себе быстрый путь в свой зал с документами, чтобы, если пушку снесут, быстро отстроиться там. Буда в том, что Инженер обычно ненадолго переживает свое творение и до входа телепорта добирается только его обугленная тушка.
В-четвертых, телепортами можно перекрывать доступ (например на лесенке во дворике или по кривой) или обеспечивать себе раннюю сигнализацию от дурных шпионов. Только не перекрывайте дорогу своей команде.
9. Советы команде, играющей с Инженером
- видите Инженера, улучшающего пушку/раздатчик/телепорт – суньте под него ракету или пайпу. Он в это время максимально уязвим от шпионов, и ваш «подарок» может сильно испортит настроение любителям потыкать ножом в спину
- если пушка одна и убер один – постарайтесь отвлечь его на себя. Если турель выживет – она порешит всех, а вот вы без турели на это вряд ли способны.
- старайтесь не подбирать оружие с трупов на собственной базе – для ремонта/апгрейда пушки он бывает нужнее. Особенно это актуально во время фуллдефа.
- не ленитесь изредка пробегать по первому этажу базы, когда пушка одна. Нередко, таким нехитрым способом удается обнаружить незатейливых шпионов или группу врагов, замышляющих недоброе.
- слушайте Инженеров и помогайте им. Старайтесь не пропустить снос основной пушки – это сигнал к тому, что сейчас плохо будет всем.
- если пушку снесли – прикройте Инженера на время постройки. Только не стойте рядом – толку в этом случае от вас почти ноль. Определите самое слабое неприкрытое направление, откуда может появиться враг – и закройте его. Хотя бы своей тушкой.
- не палите телепорт на чужие документы без необходимости. Если позволяет время – не бегите резвиться по чужой базе, а сначала «обтеките».
- помните, что самые главные враги пушек - подрывники. Ибо, в отличие от других классов, пушка сноситься ими без шансов для инженера починить ее. Старайтесь убивать демонов в первую очередь.
- если одолевают шпионы, не поленитесь взять Пиро и пробежать по базе. Сам по себе, одиночный шпион не представляет особой угрозы для Инженера, а вот в комплекте с убером – это смертельное сочетание.
- если команда соперников сильна, то не ленитесь периодически (в начале игры и после прорывов обороны) брать Инженера и помогать восстанавливать оборону.
10. Советы Инженерам
- купите наушники и микрофон. Почти всегда вы последняя линия обороны и, в случае прорыва, команда должна знать, что их документы больше ничего не защищает.
- забудьте про совет сначала убивать спая, а потом снимать жучки. Действуйте по обстоятельствам. Помните, что спая могут убить и без вас, а вот пушку без вас никто не построит.
- про это уже писали многие, но повторюсь: не надо холить и лелеять пушку, как бутылку пива с похмелья. Видите, что стоит неправильно – переставьте (только вовремя, например в паузе между атаками противника)
- банальный совет: стройтесь быстрее. Бывает, в команде три инжа, а пушка только одна. Особенно в начале игры или после прорыва обороны. Криво поставленная пушка лучше, чем отсутствие оной. Иногда судьбу раунда решают считанные секунды – не надо давать их врагам.
- банальный совет №2: всегда помогай коллеге отстроиться. Но не всегда стоит это делать в ущерб своим сооружениям. Хоть и пишут, что одна пушка 3-го уровня лучше 2-х второго, жизнь показывает, что это не всегда так.
- общайтесь и координируйтесь с коллегами - Инженерами. Гораздо эффективнее строить оборону совместно. Пробегая мимо построек коллеги – проверяйте их здоровье и не ленитесь стукнуть ключом лишний раз.
- не бегите сломя голову лечить вдвоем одну пушку, когда идет убер. Принимайте решение в зависимости от ситуации. Нередко бывает лучше «разбежаться» по своим турелям. В этом случае шанс сохранить хотя бы одну пушку выше.
- регулярно постреливайте из дробовика, особенно в углы и проходы. Помните, что разлет дробинок позволяет «палить» спаев очень эффективно.
- строить пушку на втором этаже лучше стоя на ней. Только в этом случае, при появлении врага, вы не окажетесь на линии огня.
Спасибо за внимание, SergKuz.
От автора поста:
Текст отредактирован с некоторыми моими исправлениями дополнениями, с разрешения SergKuz.
Большое спасибо.